Составной частью системы оздоровительно-воспитательной работы с детьми в дошкольном учреждении является контроль за развитием детей. Цель его прежде всего в том, чтобы определить уровень развития каждого ребёнка, возрастной группы и учреждения в целом. При этом устанавливают также правильность медико-педагогических воздействий, условий воспитания. В результате систематического контроля удаётся не только определить уровень развития каждого ребёнка, но и увидеть первоначальные отклонения в его развитии, поведении, а главное, своевременно скорректировать воспитательные воздействия, определив для него индивидуальные психолого-педагогические воздействия.
Система контроля за развитием ребёнка разработана в нашей стране в 30-е годы в клинике профессора Н.М. Щелованова, затем усовершенствованная Н.М.Аксариной, К.Л. Печорой, Г.В. Пантюхиной, Э.Л. Фрухт, имеет методологическую основу, которая отличает её от тестовых систем, существующих на Западе. У нас контроль опирается на изучение объективных закономерностей хода развития ребёнка в определённых условиях воспитания.
Ребёнок раннего возраста отличается необыкновенно быстрым темпом развития, поэтому, чем он младше, тем чаще нуждается в своевременном контроле, за развитием. А это в свою очередь, служит основанием для создания для него необходимых условий – « социальных ситуаций», которые обеспечивают «особое сочетание внутренних процессов развития и внешних условий», необходимых для формирования новых качественных достижений в психическом развитии детей.
Контроль за развитием ребёнка носит комплексный характер: это оценка состояния здоровья, физического и психического развития детей, их поведения. Невозможно врачу определять состояние здоровья ребёнка без оценки его психического развития, как нельзя и педагогу оценивать психическое развитие без учёта его состояния здоровья и применять соответствующие педагогические воздействия. В дошкольном учреждении очень важна взаимосвязь в работе врача и педагога. Известно, что ребёнок развивается неравномерно: неравномерно созревание различных морфологических структур, функциональных систем, неравномерно и психическое развитие. Поэтому наиболее чувствительные периоды к определённым воздействиям (см. таблицу) оптимальны и для определения состояния функциональной деятельности. Каковы же критерии, по которым оценивается уровень развития детей? С помощью данных ниже таблиц Вы сами можете определить соответствие уровням развития малыша.
Показатели нервно-психического развития детей второго года жизни
возраст | Понимание речи | Активная речь | Сенсорное развитие | Игра и действия с предметами | Движения | Навыки |
1 год 1 месяц - 1 год 3 месяца | Запас понимаемых слов быстро расширяется | Пользуется лепетом и отдельными облегчёнными словами в момент двигательной активности, удивления, радости | Ориентируется в двух контрастных величинах предметов (типа кубов) с разницей в 3 см. т.е. большой куб, маленький куб. | Воспроизводит в игре ранее разученные действия с предметами (кормит куклу, нанизывает кольца на стержень) | Ходит длительно, не присаживаясь, меняет положение (приседает, наклоняется, поворачивается, пятится) | Самостоятельно ест густую пищу ложкой |
1 год 4 месяца - 1 год 6 месяцев | Обобщает предметы по существенным признакам в понимаемой речи (в конфликтной ситуации) | Пользуется облегчёнными словами (би-би) и произносит правильно (машина), называет предметы и действия в момент сильной заинтересованности | Ориентируется в 4х контрастных формах предметов (шар, куб, кирпичик, призма) | Отображает в игре отдельные, часто наблюдаемые действия | Перешагивает через препятствие (брусочки) приставным шагом | Самостоятельно ест жидкую пищу ложкой |
1 год 7 месяцев - 1 год 9 месяцев | Понимает несложный рассказ по сюжетной картинке, отвечает на вопрос взрослого «Где?» | Во время игры обозначает свои действия словами и двухсловными предложениями | Ориентируется в 3х контрастных величинах предметов (типа кубов) с разницей в 3 см. (например куб большой, поменьше, маленький) | Воспроизводит несложные сюжетные постройки: перекрытия типа «ворот», «скамейки», «дома» | Ходит по ограниченной поверхности (шириной 15-20см), приподнятой над полом (15-20 см) | Частично раздевается с небольшой помощью взрослого (снимает ботинки, шапку) |
1 год 10 месяцев - 2 года | Понимает кроткий рассказ взрослого без показа о событиях, бывших в опыте ребёнка | При общении со взрослыми пользуется трёхсловными предложениями, употребляя прилагательные и местоимения | Подбирает по образцу и слову взрослого 3 контрастных цвета | Воспроизводит ряд последовательных действий (начало сюжетной игры) например кормит куклу, раздевает, укладывает спать) | Перешагивает через препятствия чередующимся шагом (правой, левой ногой и т.д.) | Частично надевает одежду (ботинки, шапку) |
Показатели нервно-психического развития детей второго года жизни
Возраст |
Активная речь |
Сенсорное развитие |
Игра |
Конструктивная деятель-ность |
Изобрази-тельная деятель-ность |
Навыки |
Движения |
|||
грамма-тика |
вопросы |
воспро-изведение формы |
воспроизведение цвета |
одева-ния |
кормления |
|||||
2 года- 2 года 6 месяцев |
Говорит много-словными предло-жениями (более 3х слов) |
Появля-ются вопросы «где?» «куда?» |
Подбирает по образцу основные геометри-ческие фигуры в разно-образном материале (круг, квадрат, прямоуголь-ник, треуголь-ник, овал) | Подбирает по образцу разнообраз-ные предметы 4х основных цветов | Игра носит сюжетный характер. Ребёнок отражает из жизни окружа-ющих взаимо-связь и последова-тельность действий (2-3) | Самостоя-тельно выполняет простые сюжетные постройки и называет их | Полностью одевается, но ещё не умеет застёги-вать пуговицы и завязы-вать шнурки | Ест акку-ратно | Перешагивает через палку или верёвку, горизонтально припод-нятую над полом на 20-28 см. | |
2 года 6 месяцев- 3 года |
Начинает упо-треблять сложные прида-точные предло-жения |
Появля-ются вопросы «почему?» «когда?» |
В своей деятельности правильно использует геометри-ческие фигуры по назначению | Называет 4 основных цвета | Появляются элемен-тарные ролевые игры | Появляются сложные сюжетные постройки | С помощью пластилина, карандаша изображает простые предметы и называет их | Самостоя-тельно одевается, может застёгивать пуговицы, завязы-вать шнурки с неболь-шой помощью взрослого | Пользу-ется салфет-кой по мере необхо-димости без напоми-нания | Перешагивает через палку или верёвку, горизонтально припод-нятую над полом на 30-35 см. |
Наши почемучки: у детей появляются вопросы: «почему, откуда?» |
|
В своей деятельности правильно используют геометрические фигуры, по назначениюТреугольник, круг, квадратВам назвать их каждый рад,Шаг за шагом, день за днёмК математике идём. |
|
Появляются элементы ролевой игры |
|
Появляются сложные сюжетные постройкиЧто нам стоит дом построитьИ автобус создадим,В лес мы к зайчикам поедем,В гости в группу пригласим. |
|
С помощью пластилина, карандаша изображают простые предметы, называют ихМы умеем рисовать кисточкой и пальчиком.Мир искусства будут знатьДевочки и мальчики. |
|
Самостоятельно одеваются |
|
Пользуются салфеткой по мере надобности без напоминания |
|