Составной частью системы  оздоровительно-воспитательной работы с детьми в дошкольном учреждении является контроль за развитием детей. Цель его прежде всего в том, чтобы определить уровень развития каждого ребёнка, возрастной группы и учреждения в целом. При этом устанавливают также правильность медико-педагогических воздействий, условий воспитания. В результате систематического контроля удаётся не только определить уровень развития каждого ребёнка, но и увидеть первоначальные отклонения в его развитии, поведении, а главное, своевременно скорректировать воспитательные воздействия, определив для него индивидуальные психолого-педагогические воздействия.

Система контроля за развитием ребёнка разработана в нашей стране в 30-е годы в клинике профессора Н.М. Щелованова, затем усовершенствованная Н.М.Аксариной, К.Л. Печорой, Г.В. Пантюхиной, Э.Л. Фрухт, имеет методологическую основу, которая отличает её от тестовых систем, существующих на Западе. У нас контроль опирается на изучение объективных закономерностей хода развития ребёнка в определённых условиях воспитания.

Ребёнок раннего возраста отличается необыкновенно быстрым темпом развития, поэтому, чем он младше, тем чаще нуждается в своевременном контроле, за развитием. А это в свою очередь, служит основанием для создания для него необходимых условий – « социальных ситуаций», которые обеспечивают «особое сочетание внутренних процессов развития и внешних условий», необходимых для формирования новых качественных достижений в психическом развитии детей.

Контроль за развитием ребёнка носит комплексный характер: это оценка состояния здоровья, физического и психического развития детей, их поведения. Невозможно врачу определять состояние здоровья ребёнка без оценки его психического развития, как нельзя и педагогу оценивать психическое развитие без учёта его состояния здоровья и применять соответствующие педагогические воздействия. В дошкольном учреждении очень важна взаимосвязь в работе врача и педагога. Известно, что ребёнок развивается неравномерно: неравномерно созревание различных морфологических структур, функциональных систем, неравномерно и психическое развитие. Поэтому наиболее чувствительные периоды к определённым воздействиям (см. таблицу) оптимальны и для определения состояния функциональной деятельности. Каковы же критерии, по которым оценивается уровень развития детей? С помощью данных ниже таблиц Вы сами можете определить соответствие уровням развития малыша.

Показатели нервно-психического развития детей второго года жизни

возраст Понимание речи Активная речь Сенсорное развитие Игра и действия с предметами Движения Навыки
1 год 1 месяц - 1 год 3 месяца Запас понимаемых слов быстро расширяется Пользуется лепетом и отдельными облегчёнными словами в момент двигательной активности, удивления, радости Ориентируется в двух контрастных величинах предметов (типа кубов) с разницей в 3 см. т.е. большой куб, маленький куб. Воспроизводит в игре ранее разученные действия с предметами (кормит куклу, нанизывает кольца на стержень) Ходит длительно, не присаживаясь, меняет положение (приседает, наклоняется, поворачивается, пятится) Самостоятельно ест густую пищу ложкой
1 год 4 месяца - 1 год 6 месяцев Обобщает предметы по существенным признакам в понимаемой речи (в конфликтной ситуации) Пользуется облегчёнными словами (би-би) и произносит правильно (машина), называет предметы и действия в момент сильной заинтересованности Ориентируется в 4х контрастных формах предметов (шар, куб, кирпичик, призма) Отображает в игре отдельные, часто наблюдаемые действия Перешагивает через препятствие (брусочки) приставным шагом Самостоятельно ест жидкую пищу ложкой
1 год 7 месяцев - 1 год 9 месяцев Понимает несложный рассказ по сюжетной картинке, отвечает на вопрос взрослого «Где?» Во время игры обозначает свои действия словами и двухсловными предложениями Ориентируется в 3х контрастных величинах предметов (типа кубов) с разницей в 3 см. (например куб большой, поменьше, маленький) Воспроизводит несложные сюжетные постройки: перекрытия типа «ворот», «скамейки», «дома» Ходит по ограниченной поверхности (шириной 15-20см), приподнятой над полом (15-20 см) Частично раздевается с небольшой помощью взрослого (снимает ботинки, шапку)
1 год 10 месяцев - 2 года Понимает кроткий рассказ взрослого без показа о событиях, бывших в опыте ребёнка При общении со взрослыми пользуется трёхсловными предложениями, употребляя прилагательные и местоимения Подбирает по образцу и слову взрослого 3 контрастных цвета Воспроизводит ряд последовательных действий (начало сюжетной игры) например кормит куклу, раздевает, укладывает спать) Перешагивает через препятствия чередующимся шагом (правой, левой ногой и т.д.) Частично надевает одежду (ботинки, шапку)

Показатели нервно-психического развития детей второго года жизни

Возраст

Активная речь

Сенсорное развитие

Игра

Конструктивная

деятель-ность

Изобрази-тельная

деятель-ность

Навыки

Движения

грамма-тика

вопросы

воспро-изведение

формы

воспроизведение

цвета

одева-ния

кормления

2 года-

2 года 6 месяцев

Говорит много-словными предло-жениями (более 3х слов)

Появля-ются вопросы

«где?»

«куда?»

Подбирает по образцу основные геометри-ческие фигуры в разно-образном материале (круг, квадрат, прямоуголь-ник, треуголь-ник, овал) Подбирает по образцу разнообраз-ные предметы 4х основных цветов Игра носит сюжетный характер. Ребёнок отражает из жизни окружа-ющих взаимо-связь и последова-тельность действий (2-3) Самостоя-тельно выполняет простые сюжетные постройки и называет их Полностью одевается, но ещё не умеет застёги-вать пуговицы и завязы-вать шнурки Ест акку-ратно Перешагивает через палку или верёвку, горизонтально припод-нятую над полом на 20-28 см.

2 года 6 месяцев-

3 года

Начинает упо-треблять сложные прида-точные предло-жения

Появля-ются вопросы

«почему?»

«когда?»

В своей деятельности правильно использует геометри-ческие фигуры по назначению Называет 4 основных цвета Появляются элемен-тарные ролевые игры Появляются сложные сюжетные постройки С помощью пластилина, карандаша изображает простые предметы и называет их Самостоя-тельно одевается, может застёгивать пуговицы, завязы-вать шнурки с неболь-шой помощью взрослого Пользу-ется салфет-кой по мере необхо-димости без напоми-нания Перешагивает через палку или верёвку, горизонтально припод-нятую над полом на 30-35 см.

Наши почемучки: у детей появляются вопросы: «почему, откуда?»

В своей деятельности правильно используют геометрические фигуры, по назначению

Треугольник, круг, квадрат

Вам назвать их каждый рад,

Шаг за шагом, день за днём

К математике идём.

Появляются элементы ролевой игры

Появляются сложные сюжетные постройки

Что нам стоит дом построить

И автобус создадим,

В лес мы к зайчикам поедем,

В гости в группу пригласим.

С помощью пластилина, карандаша изображают простые предметы, называют их

Мы умеем рисовать кисточкой и пальчиком.

Мир искусства будут знать

Девочки и мальчики.

Самостоятельно одеваются

Пользуются салфеткой по мере надобности без напоминания

 

Спутник / аналитика

cnt.sputnik.ru

Полезное

Как добавть АВАТАР (свою фотографию) к своим сообщениям?
Смотреть видео-урок

Кто на сайте?

Сейчас на сайте 414 гостей и нет пользователей

Погода

booked.net

Ошибка в тексте?

Система Orphus

© Оф.сайт Детского сада №40 г.Железногорск, 2012-2024