Терентьева А.В. конспект

 Конспект фронтального логопедического занятия «Цветик-семицветик»

Коррекционно-образовательные цели: закрепление знаний о пройденных звуках и буквах, умений деления слов на слоги, навыка звукового анализа.

Коррекционно-развивающие цели: развитие фонематических представлений, зрительного и слухового внимания, общей и тонкой моторики, координации речи с движением.

Коррекционно-воспитательные цели: формирование навыков сотрудничества, взаимопонимания, самостоятельности, инициативности, ответственности.

Оборудование: цветок для формирования воздушной струи, колпачки-замочки на  лепестки с цифрами от 1 до 7, карточки-задания со схемами.

Ход занятия

Дети приглашаются в круг для коллективной игры.

Собрались мы с вами в круг, я твой друг и ты мой друг.

Крепко за руки возьмемся и друг другу улыбнемся.

 

-Давайте мы по кругу передадим рукопожатие друг другу.

-А теперь подуем на наш Цветик-семицветик так, чтобы все лепестки закружились. Ребята, посмотрите, что случилось с нашим цветочком? (на лепестках висят замочки с номерами).

-Теперь Цветик-семицветик не сможет помогать нам как раньше. Что же делать? (предположения и высказывания детей).

-Нужно снять замки, но это не просто сделать – посмотрите, у каждого замка свой номер, значит нужно выполнить какое-то задание и освободить лепестки.

В группе размещены карточки-задания под определенными номерами. Дети берут карточку и объясняют, что нужно сделать. Если задание выполнено, замочек снимается с лепестка.  При этом включается элемент соревнования: тот ребенок, кто правильно сформулирует задание и тот, кто правильно его выполнит, получают по фишке ).

 

  1. Карточка-схема «Звук и буква».

-объясните, чем звук отличается от буквы? Какие бывают звуки?

- Звук мы слышим, произносим. Букву мы видим, читаем, пишем. Звуки бывают гласные и согласные: твердые и мягкие, звонкие и глухие.

2 .  Карточка-схема «Ладошки и красный кружок».

- Игра «Поймай звук». Нужно хлопнуть в ладоши, если услышишь гласный звук в звуковом ряду.

3.Карточка-схема «Мяч и кружки синий и зеленый».

- Поймай мяч и замени твердый согласный звук в слоге на мягкий и наоборот.

  1. Карточка-схема «Синяя и зеленая коробочки».

- Посели  картинки с твердым и мягким согласным звуком в начале слова в свои домики.

  1. Карточка-схема «Паровозик с вагончиками с различным количеством окон: 1, 2, 3, 4).

- Раздели слова на слоги, посади картинки в нужный вагон.

  1. Карточка-схема «Птица».

-Назови звук в начале и в конце слова.

  1. Картинка «Замок», буквы.

-Составь слово «Замок» и сделай звуковой анализ (работа с кассами).

Дети радуются, что все задания выполнены. Определяется ребенок, у которого больше всего фишек. Он дует на Цветик-семицветик первым и дает дуть на цветок остальным детям.

 

Логопедический калейдоскоп «Здравствуй, звук, ты мой друг!»

(игровые упражнения по формированию звуковой культуры речи для детей среднего дошкольного возраста)

Средний дошкольный возраст – переломный в речевом развитии детей. Это возраст «почемучек», «словотворцев», возраст, когда складывается диалогическое общение со сверстниками.

Дети этого возраста активно экспериментируют со словом, играют звуками, рифмами, смыслами, учатся произносить слова, выделяя отдельные звуки, слышать их в слове, группе слов. Учатся подобрать рифму, упражняются в произношении слов с заданным звуком в чистоговорке. Развивается интонационная выразительность речи.

Развивать звуковую сторону речи можно и через различные игры. В процессе игр со звучащим словом развивается языковая личность ребенка, эмоциональность, общительность, самостоятельность, инициативность, свобода речевого поведения.

  • Рыбы в море

Задачи: вовлечь детей в игровое взаимодействие; уточнить артикуляцию звуков А, О, И.

Оборудование: тазик с водой, плавающие игрушечные рыбки; медали-рыбки (плоскостные изображения на шнурке).

Педагог: В море синее нырнула и на дно легла…

Дети: Акула! Акула живет в море.

Педагог ставит тазик с водой, дети помогают в него пускать рыбок. – Это у нас как будто море. В море плавают разные рыбы. Им хорошо в воде. Вот только говорить рыбы не умеют. Они открывают рот, но не слышно, что поют. Давайте превратимся в рыбок (надевают на шею изображения рыбок). Рыбки спрятались в водорослях, открывают рот так, как будто хотят пропеть: ААА (показывают беззвучно, широко открывают рот). Поплыли рыбки и спрятались в водорослях. Теперь они удивляются, беззвучно говоря: ООО (показывают). Поплыли рыбки и опять спрятались. Теперь они веселятся, как будто смеясь: ИИИ. Вернулись рыбки домой, а мама-рыба хочет что-то им сказать. Смотрите на рот (педагог показывает артикуляцию звука): О, И, А, И, О, А.

Дети произносят звуки с голосом. Плавают, общаясь друг с другом шепотом, тихо, громко.

  • Кузовок загадок

Задачи: закреплять правильное, отчетливое произношение звуков [М], [М’], [П], [П’],[Б], [Б’] в словах и фразах; обогащать словарь детей образными словами и выражениями; вовлекать в речевое и игровое взаимодействие со сверстниками.

Оборудование: кузовок с игрушками (белочка, рыбка, медведь, мышка, паук); салфетка.

Педагог приносит кузовок с игрушками, накрытый салфеткой и загадывает загадки. После отгадывания демонстрирует игрушки-отгадки.

- Маленький рост, длинный хвост. Собирает крошки, прячется от кошки. (Мышка)

- Это что за старичок сеть повесил на крючок? Ловит мух. (Паук)

- Я скачу туда-сюда по деревьям ловко. Не пустует никогда у меня кладовка (Белка)

- Кто в берлоге до весны днем и ночью видит сны? (Медведь)

- В воде мы живем, без воды пропадем (Рыбы)

Далее организуется игра с мячом:

Педагог: -Буду бросать мяч и произносить слова с выделением первого звука. Надо перекинуть мяч мне и произнести слово также, как я.

Проводится игра. (Примерный набор слов: мак, матрешка, молоко, мед, медаль, муравей, месяц, паук, петух, парус, песня, паровоз, пирамида, пижама, береза, бегемот, бассейн, булка, беседа, бублик). Слова начинаются со звуков [М], [М’], [П], [П’], [Б],  [Б’]. Этизвуки интонационно выделяются.

Педагог: - Немного пошутим с вами. Буду по цепочке передавать шепотом веселые сообщения.

Выходят четыре участника. Передают по цепочке шепотом предложения. Крайний ребенок произносит сообщение громко.

-Медведь читает книгу.

-Рыба испекла бублик.

-Паук пьет компот.

-Белка грызет морковку.

После каждого сообщения дети спрашивают: - Так бывает или нет? А как бывает?

  • Разговор по телефону

Задачи: закреплять правильное, отчетливое произношение звуков [Т], [Т’], [Д], [Д’], [Н’], [Н], [К], [К’], [Г], [Г’], [Х], [Х’]; вовлекать в речевое и игровое взаимодействие со сверстниками.

Оборудование: мяч.

Педагог организует игру в кругу с мячом.

Педагог: Буду бросать вам мяч и произносить слова, выделяя отдельные звуки. Надо перекинуть мяч мне и произнести слово также, как я.

(Примерный набор слов: топор, торт, теремок, телефон, таблетка, дудочка, девочка, Дюймовочка, дом, дача, душ, дуб, нос, ноги, небо, неваляшка, новичок, хохолок, хлеб, халва).

Педагог: - А теперь будем передавать по цепочке сообщение, перекидывая друг другу мяч.

- Носорог играет на дудочке.

- Неваляшка смотрит телевизор.

Педагог ударяет мячом об пол, а дети выполняют задание. После каждого предложения педагог спрашивает: «Так бывает или нет? Почему? А как бывает?»

В заключение дети читают, грозя пальчиком, хором 3-4 раза чистоговорку:

Хи-хи-хи да ха-ха-ха –

Это просто чепуха!

  • Отгадай мой предмет

Задачи: уточнять и закреплять правильное произношение звуков [С], [С’]; побуждать детей вступать в диалогическое общение; учить задавать вопросы о предметах.

Оборудование: предметы, в названии которых есть звуки [С], [С’]; (гусь, гусеница, лиса, собака, ослик, слон и др.).

Педагог: Посмотрите внимательно по сторонам. Найдите и назовите предметы, в названиях которых есть звуки [С], [С’];. (ответы детей).

Выберем водящего, читаем вместе читалку-загадку про сороку:

Не сидит она на месте, на хвосте разносит вести (водящий выходит за дверь).

Какой предмет загадываем? (дети выбирают, например, слона).

Водящий входит, ему задаются вопросы вместе с педагогом:

- Этот предмет на столе?

Дети: Да.

Водящий: Это животное?

Дети: Да.

Педагог: У него есть хобот?

Дети: да.

Педагог (вместе с водящим): Это слон?

Дети: Да.

Педагог: Произнесем это слово, чтобы слышался звук С.

Игра продолжается до тех пор, пока дети проявляют интерес к ней. Отгаданный предмет называют с выделением звуков[С], [С’].

  • Горячо-холодно

Задачи: уточнять и закреплять правильное произношение звуков [З],[З’] в словах; развивать речевое внимание, речевой слух; побуждать детей вступать в игровое и речевое взаимодействие со сверстниками.

Оборудование: игрушки заяц, змея, обезьяна, зебра, козлик, корзина, зонт, зеркало, заколка.

Педагог вносит корзину с игрушками: - К нам в гости пришли звери (вместе с детьми рассматривает игрушки и выставляет их на стол). Звери принесли предметы: зонт, заколку и зеркало (рассматривает с детьми и выставляет на стол). Давайте произнесем слова «зззаяц, зззонт, зззаколка» – в них мы слышим звук [З]. теперь произнесем слова «зззеркало, зззебра, обезззьяна» - в этих словах мы слышим звук [З]’.

Дети произносят названия предметов и игрушек четко, голосом выделяя звуки [З], [З’].

Педагог: - Сейчас звери будут играть с вами в прятки. Они будут прятать предметы. Закрывайте глаза. (педагог быстро прячет предметы)

- Предмет спрятала змея. Что она спрятала?

Дети: - Заколку.

Педагог: - Давайте ее искать. (Выбирают ребенка). Змея будет тебе помогать. Возьми ее в руки, иди по группе. А змея будет говорить: «тепло», «горячо», если приближаешься к заколке, или «холодно», если удаляешься от нее.

Ребенок отыскивает заколку.

Аналогичным образом обыгрываются остальные предмет и игрушки. Когда все предметы найдены, детям дается задание: назвать предметы и игрушки, в названиях которых есть звуки [З], [З’].

  • Жук

Задачи: учить выделять на слух и правильно произносить звук [Ж] изолированно, в словах и фразах; вовлекать детей в игровое взаимодействие со сверстниками.

Оборудование: жук.

Педагог читает детям стихотворение:

Жу-жу-жу, жу-жу-жу –

Кого хочешь, закружу!

Жу-жу-жу, жу-жу-жу –

Я с ребятами дружу!

Педагог: -Кто это? Как жужжит жук?

Дети: жжжжжж.

Дети слушают стихотворение еще раз и определяют, какой звук они слышат чаще других (Ж).

Педагог: Жук любит летать. Слушайте внимательно, как только вы услышите, что жук полетел, поймайте его, хлопнув в ладоши. (Педагог произносит разные звуки, голосом выделяя звук [Ж]. Дети хлопают, когда слышат этот звук).

Усложнив игру, детям можно предложить определить наличие звука [Ж] в разных словах (слон, шашки, жжжаба, сапоги, жжжираф и др.)

Данные игровые упражнения помогают детям на слух определить звуковой состав слова, место ударения в слове, развивают чувство рифмы и ритма, формируют четкую дикцию, вырабатывают умение передавать разные интонационные характеристики слова, фразы, предложения. Работа по развитию умения различать на слух и правильно воспроизводить все звуковые единицы родного языка, по формированию произношения звуков проводится систематически.

Коррекционно-образовательные цели: уточнение, расширение и активизация словаря по теме Обувь». Закрепление представлений об обуви, ее назначении, материалах, из которых она сделана. Совершенствование грамматического строя речи (закрепление навыков использования в речи простых предлогов, навыков словоизменения и словообразования). Развитие навыков деления слов на слоги.

Коррекционно-развивающие цели: развитие диалогической речи, зрительного внимания и восприятия, мышления, тонкой и общей моторики, координации речи с движением, чувства ритма.

Коррекционно-воспитательные цели: формирование навыков опрятности, аккуратности, инициативности, доброжелательности, сотрудничества.

Оборудование: кукла Маша, кукольная обувь, картина «Машина комната», картина «Обувная полка» с липкой лентой, картинки «обувь» с липкой лентой, раскраски с изображениями обуви.

Ход занятия

В гости к детям пришла кукла Маша. Рассматривание куклы, обсуждение (какая Маша, как она выглядит? Что на Маше надето?).

-Ребята, к нам в гости пришла кукла Маша. Посмотрите, какая кукла красивая и нарядная. У Маши светлые волосы, значит Маша… светловолосая. У Маши голубые глаза, значит она… голубоглазая. У куклы длинные ноги, значит она… длинноногая. У Маши звонкий голос, значит Маша… звонкоголосая

Посмотрите внимательно, в чем кукла пришла и скажите, что не так? – У куклы нет обуви!

 - Спросим у Маши, что случилось?                                                                                                                      

Маша: - «Я так быстро к вам бежала, что обувь потеряла». - Вот какая Маша. Маша-растеряша!

- Как мы можем Маше помочь? - Найти ее обувь. Посмотрите вокруг, не видно ли обуви у нас в группе. - Сапоги стоят  на полке, туфли на столе, кроссовки под столом.

- Как мы подберем Маше обувь? -  Примерим. Сапоги малы, кроссовки велики, туфли по размеру.

Пальчиковая гимнастика

 Туфельки нарядные, Туфельки парадные,

Лаковые, с ремешком, И подошва с каблучком.

Туфли Маше в самый раз,  можно выходить на пляс!

- Давайте посмотрим, как Маша следит за своей обувью дома (рассматривание картины и обсуждение).

  - Где находится обувь? – Резиновые сапоги стоят на подоконнике, кроссовки на полке, ботинки на кровати, туфли под кроватью, валенки в цветочном горшке, кожаные сапоги за портфелем, тапки под стулом.

- Ребята, как называется человек, который разбрасывает свои вещи и не ухаживает за ними? – Неряха, неаккуратный.

- Куда уберем всю обувь? – Поставим на полку (дети крепят предметы обуви на обувную полку при помощи липкой ленты): - Я ставлю резиновые сапоги на нижнюю полку. Я ставлю  туфли на вторую полку снизу…

- Обувь мы расставили, давайте разделим слова-названия обуви слоги (деление слов на слоги, отхлопывая на каждый слог).

Назовите, что находится между валенками и тапками, над резиновыми сапогами, на верхней полке справа от кроссовок, под кожаными сапогами…(ответы детей).                                                           

  - Ту обувь, которую Маша будет носить зимой, мы назовем…- Зимняя. Ту обувь, которую Маша будет носить летом, мы назовем… - летняя. Ту обувь, которую Маша будет носить осенью, мы назовем… - осенняя.  Ту обувь, которую Маша будет носить в доме, мы назовем… - домашняя.

- Что мы посоветуем Маше? -  Нужно ухаживать за своей обувью: чистить ее, ставить на обувную полку, обращаться с обувью бережно.

Маша обрадовалась и приглашает вас на танец (музыкальная динамическая пауза «Веселый каблучок»)

- Ребята, Маше очень приятно, что вы ей помогли. Она  приготовила вам  сюрприз (конверт с заданием: «Обведи и раскрась обувь»).

Дети прощаются с Машей и раскрашивают картинки с изображением обуви.

Порядок зачисления в детский сад

Памятка для родителей

Кто на сайте?

Сейчас 130 гостей и ни одного зарегистрированного пользователя на сайте

© 2016, Детский сад № 56 г. Красноярск