Участие в работе дискуссионной площадки «Инклюзивное общество. Реализация образовательных программ для людей с инвалидностью»
Бордукова С.Н. заместитель директора Центра приняла участие в работе дискуссионной площадки «Инклюзивное общество. Реализация образовательных программ для людей с инвалидностью» 2 ноября 2023 года в г. Москве, проходившей в рамках Итогового форума «Сообщество» в составе делегации от Общественной палаты Красноярского края. На площадке обсуждались механизмы создания инклюзивной образовательной среды и предложения экспертов, которые будут использованы при доработке ежегодного доклада ОП РФ о состоянии гражданского общества.
Модератором встречи была Диана Гурцкая, первый заместитель председателя Комиссии ОП РФ по вопросам социального партнерства, попечения и развитию инклюзивных практик, напомнила, что 2023 год объявлен Годом педагога и наставника с акцентом на важности передачи знаний и опыта от поколения к поколению.
Также на площадке работали:
- заместитель директора Департамента государственной политики в сфере защиты прав детей Минпросвещения России Юлия Сачко, которая напомнила, что начиная с 2013 года данная категория обучающихся может получать образование, в том числе в формате инклюзии. А с 1 сентября текущего года дети с инвалидностью и ОВЗ начали обучаться по единым федеральным адаптированным образовательным программам (ФАОП). «В России формируется единое образовательное пространство для всех обучающихся. Вне зависимости от того, где живет ребенок — в крупном мегаполисе или в удаленном поселке, в каком классе он учится — в отдельном или инклюзивном, он может получить унифицированный набор образовательных услуг», — подчеркнула Юлия Сачко.
- заведующая лабораторией образования и комплексной абилитации лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата и множественными нарушениями развития Института коррекционной педагогики Алла Абкович обратила внимание, что предусмотренные ФАОП нормы СанПиН ограничивают предельно допустимую нагрузку на детей с ОВЗ — не более 30 часов в неделю, что меньше, чем в нормативах, предусмотренных ФАОП: «Это ограничивает возможности данной категории обучающихся и в части получения образования, и в части подготовки к экзаменам. Уверена, что при взаимодействии Минпросвещения и Роспотребнадзора проблему удастся решить».
- руководитель национального центра «Абилимпикс» Дина Макеева, подчеркнула важность роли межведомственного взаимодействия при выстраивании траектории профессионального пути человека с инвалидностью и ОВЗ и отметила «Каждый ребенок должен понимать, что в дальнейшем он может получить профессию и по ней трудоустроиться, и эти профессии на сегодняшний момент совершенно разнообразные».
- проректор по науке Московского государственного гуманитарно-экономического университета Мария Петровская, которая актуализировала роль ресурсных учебно-методических центров, занимающихся учебно-методическом сопровождением и повышением квалификации как профессорско-преподавательского состава, так и студентов, и выпускников вузов. «Среди их основных задач — мониторинг качества образования, профориентации и трудоустройства, т. е. выстраивание бесшовного образовательного процесса. В настоящее время в российских вузах обучаются более 34 тысяч студентов с инвалидностью и ОВЗ. Участники круглого стола отметили роль высшего образования в жизни каждого человека с инвалидностью и ОВЗ, подчеркнули, что для таких студентов необходимо и дальше развивать доступную среду. Правильно выстроенный образовательный маршрут нацелен на то, чтобы наши выпускники не только трудоустраивались, но и могли существенно повышать качество жизни и социализироваться», — пояснила Мария Петровская.
- заведующая научной лабораторией Федерального центра инклюзивного общего и дополнительного образования Московского государственного психолого-педагогического университета Юлия Быстрова, отметила важную роль в развитии инклюзивного образования ресурсное взаимодействие образовательных организаций с некоммерческими и общественными организациями, добавила. Модель такого сетевого взаимодействия включает в себя организацию раннего выявления обучающихся с нарушениями в развитии или риском их возникновения; комплексное сопровождение обучающихся с инвалидностью и ОВЗ; совершенствование кадрового потенциала; обмен опытом; независимую экспертную оценку деятельности; научно-методическое сопровождение инклюзии и т. д.
Эксперты отметили, что одной из приоритетных задач государства является развитие творческих компетенций и создание условий для получения профессионального образования по специальностям творческой направленности. Они поделились лучшими практиками реализации креативного потенциала людей с инвалидностью и ОВЗ.