16 октября 2020 в ЦППМиСП № 1 «Развитие» прошла видеоконференция  со специалистами центра с использованием платформы ZOOM. Педагоги центра обсуждали вопросы организации онлайн-консультирования и проведения коррекционно-развивающих занятий в условиях дистанционного обучения.

Пандемия вирусной инфекции  (COVID-19) самым неожиданным образом всколыхнула педагогическое сообщество, поставив задачу в случае введения новых карантинных мер  быстрой перестройки всего учебного процесса.

Специалисты коррекционного профиля, работающие с детьми с ОВЗ  отметили, что любой простой в их работе неизбежно приведет к распаду сформированных умений и навыков. Поэтому даже минимальная пауза в занятиях для многих детей с ментальными и речевыми нарушениями, снижением слуха, аутизмом, сведет усилия  специалиста на нет.  В данной ситуации выбор переходить или не переходить на дистанционное обучение не стоит. Необходимо поддержать детей и их родителей и продолжить коррекционную работу в этот непростой период.

У дистанционного обучения достаточно минусов. Главный из которых – не все педагоги владеют дистанционным инструментарием, алгоритмом работы онлайн. Именно поэтому в поддержке и научно-методическом сопровождении нуждаются не только дети и родители, впервые столкнувшиеся с такой формой обучения, но и педагоги, большинству из которых также не хватает опыта организации обучения в дистанционном формате.

 Педагоги обсудили организационные трудности, которые возникают в дистанционной работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья (далее ОВЗ). Кроме организационных трудностей работа с детьми с ОВЗ имеет ряд особенностей.

К сожалению, такой формат занятий подходит не всем детям. Для работы в дистанте у ребенка должно быть сформировано произвольное внимание (хотя бы кратковременное) и учебные навыки (особые трудности возникнут  у детей с СДВГ). Ребенок должен понимать плоскостные изображения. Сложно проводить занятия с детьми с ТМНР (тяжелые множественные нарушения развития), с нарушением эмоциональной-волевой сферы (особенно дети с РАС).  В таких случаях без активной помощи родителей занятия невозможны. Родитель становится тьютором, нашим незаменимым помощником, «руками» педагога по ту сторону экрана. И если семья недостаточно заинтересована, то прежде чем начать работу с ребенком, предстоит колоссальная работа с родителем. Кроме  того, такого «тьютора» необходимо обучить элементарным педагогическим приемам, чтобы удержать внимание ребенка и мотивировать его на занятие.

Учитывая, что пандемия быстро не отступит, что карантинные меры возможно повторятся, надо быть готовым к переходу на онлайн работу в будущем. Более того, дистанционная работа будет актуальна и вне карантина при длительном отсутствии ребенка на занятиях (продолжительная болезнь), если ребенок находится на домашнем обучении в значительной удаленности от образовательного учреждения. Также эффективно проведение консультаций для родителей (экономия времени родителей, нет необходимости отпрашиваться с работы).

Специалисты Центра отметили, что дистанционная работа  в учреждении возможна в различных формах:

  • Онлайн занятия (первичные или поддерживающие для тех детей, которые уже занимались очно);
  • Готовые уроки в режиме автоматического воспроизведения (учебные фильмы, мультфильмы и т.п.);
  • Онлайн консультирование родителей и педагогов;
  • Получение онлайн консультации у других педагогов, в том числе, очень актуальная  супервизия для молодых специалистов;
  • Онлайн вебинары и мастер-классы. Например, школа осознанного родительства – лекции педагогов-экспертов по вопросам воспитания и обучения детей с особенностями развития;
  • Трансляции мероприятий, родительских собраний (решает вопросы информирования родителей);
  • Онлайн встречи с семьями, которые могут продемонстрировать успешный опыт реабилитации детей со сложностями развития;

 Педагоги делились опытом проведения занятий онлайн.  Поделились, «секретами» работы в прямом эфире. Например, дикторы ТВ советуют надевать какую-нибудь яркую деталь одежды для привлечения зрительного внимания. Темп занятия должен быть достаточно высокий, чтобы поддерживать интерес ребенка перед экраном. К работе привлекается яркая наглядность, куклы, игрушки, мультимедийные пособия. В конце занятия желательно предусмотреть поощрительный приз, например, короткий мультфильм или интерактивная игра.

Подводя итоги вышесказанному, хочется отметить, что дистанционное обучение, имея несомненные плюсы и минусы, входит в нашу жизнь надолго. Педагогам необходимо трасформировать свою работу, перестраивать привычный уклад занятий с учетом требований времени, быстро реагировать на изменяющуюся ситуацию, максимально извлекая возможности из дистанционной работы для коррекционной помощи детям с особенностями в развитии. 

 

заместитель директора Центра

Игнатович Ирина Максимовна

Решаем вместе
Есть вопрос?

Видеоролики министерства цифрового развития Красноярского края

© CopyRight Детский сад создание сайта: «Меридиан»