Физкультурный раздел

Профилактика плоскостопия

Комплекс упражнений

И.п.: сидя на гимнастической скамейке, стуле, полу; ноги вытянуты вперед, руки свободно лежат на ногах, спина прямая.

1. "Здравствуйте – до свидания". Совершать движения стопами от себя – на себя. (5-6 раз.)

2. "Поклонились". Согнуть и разогнуть пальцы ног. (8-10 раз.)

3. "Большой палец поссорился со своими братьями". Двигать большими пальцами ног на себя, остальными от себя. (3-4 раза.) Если не получается, можно помочь руками.

4."Пальчики поссорились, помирились". Развести носки ног в стороны, свести вместе. (3-4 раза.)

5."Пяточки поссорились, помирились". Развести пятки в стороны, свести вместе. (3-4 раза.)

6."Гусеница пошла гулять". Стопы стоят на полу. Передвигать стопы вперед, поджимая пальцы. (2-3 раза.)

7."Кружки". Ноги вытянуты. Совершать круговые движения стопами вовнутрь, затем наружу. (5-6 раз.)

И.п.: сидя на коврике, руки в упоре сзади.

8. "Ежик". Стопа опирается на массажный мячик. Перекатывать мячик с пятки на носок и обратно, максимально нажимая на него. (8-10 раз каждой стопой.)

 

8а. "Перенеси мяч ногами". Массажный мячик лежит около ног справа. Захватить его стопами, поднять и переложить налево со словами: "Перекладываю мяч налево". Сделать то же упражнение в обратном направлении. (4-6 раз.)

 

8б. "Покажи ежику солнце". Мячик зажат между стопами. Не сгибая коленей, поднять ноги, удерживать их в таком положении на счет 1-3, опустить. (8-10 раз.)

9.      "Подними платки". Около каждой стопы лежит по носовому платку. Захватить их пальцами ног, ноги поднять и удерживать в таком положении на счет 1-3, затем пальцы разжать, чтобы платки упали. Опустить ноги. (6-8 раз.)

10.    "Растяни ленточку". Около пальцев ног лежит ленточка. Захватить ее концы пальцами, ноги поднять и развести в стороны (3-4 раза.)

10а. "Спрячь ленточку в домик". Поставив правую стопу на ленточку, по сигналу взрослого пальцами ноги подбирать ленточку под стопу. Повторить другой ногой.

И.п.: сидя на стуле.

11. "Нарисуй фигуру". Пальцами ног, захватывая по одному карандашу, выкладывать фигуры (квадрат, треугольник, стрелку) и буквы (А, Г, К, Л, П).

 

И.п.: стоя.

12. Ходьба на носках с разным положением рук (вверх, в стороны, на плечах).

13.Ходьба на пятках, руки в замке на затылке.

14."Мишка косолапый". Ходьба на внешней стороне стопы.

15."Отправляемся в поход". Ходьба с выполнением различных движений, например "как цапля": высоко поднимая колени, руки в стороны, приговаривая:

Я цапля, цапля, цапля.

Хожу, хожу, хожу.

На всех подружек сверху

Смотрю, смотрю, смотрю.

16.    "Шагаем по канату". Пройти по ребристой доске босиком, руки в стороны.

И.п.: сидя на коврике.

17. "Султан". Сесть "по-турецки" (ноги крест-накрест, наружные края стоп опираются о пол), приговаривая:

Я султан, я султан,

Посмотри на мой кафтан.

 

Встать, придерживаясь за опору или взрослого (дети старшего возраста могут это делать самостоятельно).

Скрещенные ноги должны быть прямыми. Стоять надо на наружных краях стоп.

И.п.: стоя.

18.    Ходьба по массажной дорожке:

а)      по ребристой поверхности с узкими полосками – скользить ступнями, плотно прижимая их к дорожке;

 

б)      по мягкой поверхности – прыгать на носках;

в)      по колючей поверхности – переступать с пятки на носок;

г)      по ребристой поверхности с широкими полосками – скользить ступнями, плотно прижимая их к дорожке.

19. Ходьба по гимнастическому бревну (высота от пола 5 см).

20. Ходьба по ребристой деревянной поверхности.

21. Ходьба по мягкому модулю ("гусенице").

Советы родителям

  • • Внимание стопам нужно уделять буквально с рождения. Тесные носки и ползунки недопустимы. Нежелательно детям до года надевать ботинки.
  • • Ребенок не должен ни в коем случае донашивать чужую обувь.
  • • У детской обуви должен быть жесткий задник, эластичная подошва, низкий устойчивый каблук.
  • • Ребенку необходимо как можно больше двигаться. Малоподвижный образ жизни приводит к общему ослаблению организма, недостаточному развитию кровеносной и дыхательной систем, нервному истощению, деформации скелета, плоскостопию.

•  Необходимо формировать привычку ставить ноги при ходьбе правильно (стопы параллельно). Для тренировки предлагайте ребенку пройти по бортику тротуара (в безопасном месте), бревну, доске, веревке.

•  Полезно ходить босиком по различным поверхностям.

Активный отдых зимой с детьми

Зимой, как и в теплое время года, ребенку важно бывать на свежем воздухе. Активный отдых это профилактика респираторных и вирусных заболеваний. Ребенку необходимо двигаться, поэтому не стоит свои выходные проводить дома, за компьютером или телевизором. Одевайте своё чадо потеплей и по удобней (чтоб не стесняло движений). И выходите  в парк, лес  или, в конце концов, во двор.

Для зимних спортивных игр предложите ребенку лыжи, коньки или санки.

Лыжи

Лыжи предлагают малышу уже с 3-х лет. Высота лыж: малышу - до локтя поднятой вверх руки, более старшему ребенку - по поднятой вверх руке без учета кисти. Лыжные палки ниже уровня плеч на 3-5 см. Ботинки с широким носком и двойным языком, на 1-2 размера больше, чтобы можно было надеть одну-две пары носков. Крепление у младших детей мягкое (сзади - резиновая петля). У старших дошкольников крепление полужесткое.

Младшие учатся ходить по ровной лыжне ступающим и скользящим шагом. Дети старшего возраста ходят переменным двухшажным ходом с палками, поднимаются на горку «лесенкой», «елочкой», спускаются с горки, ходят по пересеченной местности.

Коньки

 На коньки детей ставят с 4-5-ти лет, но если ваш ребенок физически хорошо развит, то можно и в более раннем возрасте. Для обучения, лучше всего подойдут фигурные коньки, с зубчиками впереди. Очень важно, чтобы коньки в точности подходили по размеру ребенка, но мерить их нужно с теплым носком. Для начала просто обуйте и пусть походит в них по плотному снегу, а уж потом на лед. Обязательно надо научить, как правильно падать. Покатайте ребенка на «буксире», пусть почувствует скольжение и далее можно обучать основным шагам.

Если ваш ребенок уже овладел навыками катания,  можно с ним посоревноваться в скорость, в выполнении разных заданий – «елочка», «пистолетики», «фонарики»  и т д.

Санки

Это общеизвестное зимнее развлечение детей с самого младшего возраста. Ребенок может всю прогулку увлеченно заниматься только одними санками. Ребенок на них не только кататься с горки, но и бегать с ними, толкать, возить кого-либо (игрушку, куклу) и др. Сейчас в спортивных и детских магазинах есть аналоги простых санок - плюшки, санки-ледянки и др.

Хоккей

Старших дошкольников можно обучить играть в хоккей. Побегать с клюшкой могут не только мальчишки, но и с удовольствием девочки. Для хоккея нужны клюшки (длина 60-70 см) и шайбы пластмассовые, резиновые (диаметр 5-6 см, высота 2-2,5 см, масса 50-70 Г). Можно научить передавать мяч (шайбу) друг другу в парах, забрасывать в ворота, ударяя по мячу (шайбе) с места и после ведения.

Если у вас нет возможности с ребёнком выехать в парк, лес, на каток. Можно просто выйти во двор и организовать лепку и  метание снежков в цель, лазание по лесенкам-стремянкам и горкам, лепку снеговиков и разные постройки из снега.

 После такого активного зимнего отдыха не только вы получите большой заряд бодрости, энергии и позитивных эмоций, но и ваши дети получат огромное удовольствие от проведённого с вами времени. 

 

«Режим – один из основных средств физического развития детей»

 

Нет большей радости для родителей, чем видеть своих детей крепкими, здоровыми,  закаленными. Физическое воспитание направлено к тому, чтобы вырастить здоровых, выносливых, жизнерадостных, трудолюбивых детей. Физическое воспитание является одной составной частью комплексной программы. Чтобы правильно ребенок развивался, каждая мать старается создать для своего ребенка хорошие условия, обеспечить рациональное питание, уберечь от заболеваний. Наряду с созданием благоприятных условий, большое внимание надо уделять повышению сопротивляемости растущего организма, его особенности быстро, без вреда для здоровья применяться к изменениям привычных условий.

Большое значение имеет закаливание детского организма природными факторами: солнцем, водой, воздухом. Для полноценного физ. развития необходимо, чтобы ребенок занимался физ. упражнениями, играя в п/и, пользовался лыжами, коньками. В п/и, физических  упражнениях развивается быстрота, ловкость, а также находчивость, выдержка, умение действовать сообща. Таким образом перед нами стоят задачи правильного развития ребенка: развивать движения - ходьба, бег, метание, прыжки, лазание; укреплять и закаливать организм ребенка, умело подбирать игры; физ. упр.; прививать культурно -гигиенические навыки. Воспитание полезных навыков и привычек в дошкольном  возрасте имеет большое значение.

В это время в коре больших полушарий образуются новые временные связи, которые называются условными рефлексами. Эти условные рефлексы потом закрепляются и остаются на всю жизнь в виде навыков и привычек. Мы приучаем детей к определенному режиму, создаем для организма навыки и тем самым сохраняем их здоровье. Твердый режим дня, который устанавливается в соответствии с возрастными особенностями детей, является основным условием нормального физ. развития ребенка.

Режим - это такое распределение времени, игр, занятий, приема пищи и сна, правильного их чередования. Давно известно, что потребность в еде, сне, деятельности и отдыха появляется в определенные часы. Понятно, что пища лучше усваивается, если выделение пищеварительных соков начинается еще до того, как она попадает в рот. Сон наступает быстрее и отдых бодрее, если человека клонит ко сну. Правильный режим укрепляет нервную систему, не только укрепляет здоровье, но и воспитывает дисциплинированность. При соблюдении режима ребенок подтянут, собран, организован. Опоздав на один режимный момент, задерживают остальные, нервничают, на занятиях пассивны. Режим приучает к порядку, умению владеть собой, подчиняться установленным правилам. В ДОУ все режимные моменты соблюдаются, но это не достигнет желаемых результатов, если родители дома не будут его соблюдать.

Поэтому и дома должно быть установлено время, когда ложиться спать, гулять, есть, выполнять посильные задания. Время нужно точно соблюдать. А очень многие родители, жалея детей, разрешают им позже лечь, не вовремя встать, поесть. Эти нарушения не проходят бесследно, отражаются на сне, аппетите, общем самочувствии. Ребенок начинает, к огорчению родителей, не понимающих причин его поведения, нервничать, капризничать. При правильном режиме ребенок сам знает, когда ему нужно заниматься, когда играть. У детей вырабатывается привычка в установленное время выполнять свои обязанности (раздеваться, одеваться, накрывать на стол).  Воспитывается умение держать себя. Режим предусматривает время для воспитания культурно - гигиенических навыков, тут же прививается аккуратность, самостоятельность, воля, способность преодолевать трудности. С педагогической точки зрения режим имеет воспитательное значение, ведь соблюдение режима способствует быстрому росту организма, его развития.

Кроме того, режимные моменты нужно выполнять при учете гигиенических условий. Дети должны жить в чистых, сухих, светлых помещениях, пользоваться приспособленным оборудованием, получать полноценное питание, постоянный уход за чистотой тела - отсюда нормальное физическое  развитие. Физической основой режима является ежедневное соблюдение режима, составленного с учетом возрастных особенностей ребенка, все это приучает организм к определенному ритму, упорядочивает работу всех его органов, у детей вырабатывается условный рефлекс на время. Жизнедеятельность организма повышается, ребенок бодр, весел, здоров. Детский организм еще не окрепший, ребенок быстро устает, если виды деятельности однообразны, и длительны по времени. Здесь и происходит нарушение режима. Особенность высшей нервной системы этого возраста является преобладание иррадиации - распространение возбуждения и слабая способность наступления торможения. Чтобы детей не перевозбуждать, надо быстро переключать их с одного вида деятельности на другой. Читаем книгу - дети слушают внимательно не более 30 мин., после нужно дать время поиграть. Смена деятельности - это отдых для организма. Занимаясь каким- либо делом ребенок тратит силы. Нужно обеспечить своевременное восстановление затраченных сил, трудное сменить легким.

Требование к режиму:

  • точность - т.е. в одно и то же время проводить режимные моменты.
  • определенность - т.е. определенная длительность и чередование видов деятельности.
  • целесообразность - больше энергии утром
  • постоянство - ежедневное соблюдение режима.

Режим изменяется в зависимости от сезона, от распорядка жизни в семье. Но общие правила соблюдаются всегда. Правила эти относятся в основном к организации сна, питания, прогулок. Нервная система дошкольного возраста неустойчива, ребенок быстро утомляется, сон восстанавливает затраченную энергию, поэтому продолжительность сна:

3-4 года - 14 ч. в сутки

5 - более -13 ч.

7 - 8 лет- 12часов.

Если ребенок спит в общей комнате, родителям необходимо обеспечить спокойную обстановку т.к. яркий свет, громкие разговоры мешают сразу заснуть, сон наступает с большим трудом. Возбуждают детей шумные игры перед сном, страшные сказки. Успокаивает - уборка игрушек, умывание, раздевание. Гигиенические условия - отдельная не очень мягкая кровать, чистый воздух, проветривание.

Чем больше времени дети проводят на открытом воздухе, тем они здоровее. Гулять дети должны круглый год. Лучшее время для прогулок время между завтраком и обедом. В сильные морозы прогулки сокращаются, но проводить их обязательно. К тому же следует позаботиться, чтобы во дворе было место для игр

 

Год семьи 2024

С Днем Победы!

logotip 9 maya

ВФСК ГТО