Вверх
Вниз

Цель артикуляционной гимнастики - выработка полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата, необходимых для правильного произношения звуков. Выполнение артикуляционных упражнений полезно в любом возрасте, так как четкая артикуляция – основа хорошей дикции.

Для маленьких детей занятия артикуляционной гимнастикой —  серьёзная работа, какими бы легкими ни казались эти упражнения для вас. Чтобы ребёнок не отвлекался и не уставал, превратите эту работу в весёлую игру.

Артикуляционную гимнастику необходимо выполнять регулярно - каждый день,  но за один раз  не более пяти упражнений. Упражнения выполняются перед зеркалом в медленном темпе на счет от 2 до 5. Если какое-либо упражнение малышу не удается выполнить – не настаивайте, вернитесь к его выполнению  через некоторое время.


УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ГУБ И ЩЕК:
1. Пощипывать кончиками пальцев щеки, похлопывать и растирать щеки . 
2. Сытый хомячок- голодный хомячок.
Надуть обе щеки - втянуть щеки, потом надувать щеки поочередно. 
3. Насос.

 Рот закрыт. Бить кулачком по надутым щекам, в результате чего воздух выходит с силой и шумом. 

УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ПОДВИЖНОСТИ ГУБ:
1.Покусывание и почесывание сначала верхней, а потом нижней губы зубами. 
2. Улыбка - Трубочка.
Вытянуть вперед губы трубочкой, затем растянуть губы в улыбку. Зубы вместе.
3. Пятачок.
Вытянутые трубочкой губы двигать вправо-влево, вращать по кругу. 
4. Рыбки разговаривают.
Хлопать губами друг о друга (произносится глухой звук).

  1. Бублик (Рупор).
    Зубы сомкнуты. Губы округлены и чуть вытянуты вперед. Верхние и нижние резцы видны.
    6. Кролик. 
    Зубы сомкнуты. Верхняя губа приподнята и обнажает верхние резцы. 
    7. Щеки сильно втянуть внутрь, а потом резко открыть рот. Необходимо добиться, чтобы при выполнении этого упражнения, раздавался характерный звук "поцелуя". 
    8. Недовольная лошадка.
    Поток выдыхаемого воздуха легко и активно посылать к губам, пока они не станут вибрировать. Получается звук, похожий на фырканье.

 

УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ПОДВИЖНОСТИ ЯЗЫКА.

  1. Футбол (Спрячь конфетку). 
    Рот закрыт. Напряженным языком упереться то в одну, то в другую щеку. 
    2. Лошадка.
    Присосать язык к нёбу, щелкнуть языком. Цокать медленно и сильно, тянуть подъязычную связку. 
    3. Вкусное варенье.

Рот открыт. Широким языком облизать верхнюю губу и убрать язык вглубь рта. 

  1. Грибок.

Рот раскрыт. Язык присосать к нёбу.  Уздечка натягивается. Удерживать в таком положении на счет до 5, постепенно увеличивая до 8.

  1. «Больной пальчик» — положить широкий плоский кончик языка между губами (т. е. губы слегка придерживают кончик языка) и подуть на палец. Воздух должен идти посередине языка через маленькую щель между языком и верхней губой. Делать глубокий вдох и долгий плавный выдох. Щеки не надуваются. Повторить 4-5 р.
  2. «Поймай комара». Перед ртом ребенка держим соломинку (чупа-чупс, ватную палочку и т.д.). Задача ребенка – дотянуться кончиком языка до соломинки и удержать кончик языка на счет до 10. Начинать со счета до 3, постепенно увеличивая до 10. Важно: губы в улыбке, слюну сглатываем перед упражнением.
  3. «Чистюля». Размазываем по плоской тарелке что-нибудь вкусное для ребенка (кисель, мороженое, варенье, сметану, джем и т.д.). Задача ребенка – вылизать широким языком тарелку. После того, как удается это сделать – усложняем: наносим вкусняшку на внутреннюю часть столовой ложки, чайной ложки, горчичной ложки.

© CopyRight Детский сад № 63 города Красноярска, создание сайта: «Меридиан»