Цель артикуляционной гимнастики - выработка полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата, необходимых для правильного произношения звуков. Выполнение артикуляционных упражнений полезно в любом возрасте, так как четкая артикуляция – основа хорошей дикции.
Для маленьких детей занятия артикуляционной гимнастикой — серьёзная работа, какими бы легкими ни казались эти упражнения для вас. Чтобы ребёнок не отвлекался и не уставал, превратите эту работу в весёлую игру.
Артикуляционную гимнастику необходимо выполнять регулярно - каждый день, но за один раз не более пяти упражнений. Упражнения выполняются перед зеркалом в медленном темпе на счет от 2 до 5. Если какое-либо упражнение малышу не удается выполнить – не настаивайте, вернитесь к его выполнению через некоторое время.
УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ГУБ И ЩЕК:
1. Пощипывать кончиками пальцев щеки, похлопывать и растирать щеки .
2. Сытый хомячок- голодный хомячок.
Надуть обе щеки - втянуть щеки, потом надувать щеки поочередно.
3. Насос.
Рот закрыт. Бить кулачком по надутым щекам, в результате чего воздух выходит с силой и шумом.
УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ПОДВИЖНОСТИ ГУБ:
1.Покусывание и почесывание сначала верхней, а потом нижней губы зубами.
2. Улыбка - Трубочка.
Вытянуть вперед губы трубочкой, затем растянуть губы в улыбку. Зубы вместе.
3. Пятачок.
Вытянутые трубочкой губы двигать вправо-влево, вращать по кругу.
4. Рыбки разговаривают.
Хлопать губами друг о друга (произносится глухой звук).
- Бублик (Рупор).
Зубы сомкнуты. Губы округлены и чуть вытянуты вперед. Верхние и нижние резцы видны.
6. Кролик.
Зубы сомкнуты. Верхняя губа приподнята и обнажает верхние резцы.
7. Щеки сильно втянуть внутрь, а потом резко открыть рот. Необходимо добиться, чтобы при выполнении этого упражнения, раздавался характерный звук "поцелуя".
8. Недовольная лошадка.
Поток выдыхаемого воздуха легко и активно посылать к губам, пока они не станут вибрировать. Получается звук, похожий на фырканье.
УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ПОДВИЖНОСТИ ЯЗЫКА.
- Футбол (Спрячь конфетку).
Рот закрыт. Напряженным языком упереться то в одну, то в другую щеку.
2. Лошадка.
Присосать язык к нёбу, щелкнуть языком. Цокать медленно и сильно, тянуть подъязычную связку.
3. Вкусное варенье.
Рот открыт. Широким языком облизать верхнюю губу и убрать язык вглубь рта.
- Грибок.
Рот раскрыт. Язык присосать к нёбу. Уздечка натягивается. Удерживать в таком положении на счет до 5, постепенно увеличивая до 8.
- «Больной пальчик» — положить широкий плоский кончик языка между губами (т. е. губы слегка придерживают кончик языка) и подуть на палец. Воздух должен идти посередине языка через маленькую щель между языком и верхней губой. Делать глубокий вдох и долгий плавный выдох. Щеки не надуваются. Повторить 4-5 р.
- «Поймай комара». Перед ртом ребенка держим соломинку (чупа-чупс, ватную палочку и т.д.). Задача ребенка – дотянуться кончиком языка до соломинки и удержать кончик языка на счет до 10. Начинать со счета до 3, постепенно увеличивая до 10. Важно: губы в улыбке, слюну сглатываем перед упражнением.
- «Чистюля». Размазываем по плоской тарелке что-нибудь вкусное для ребенка (кисель, мороженое, варенье, сметану, джем и т.д.). Задача ребенка – вылизать широким языком тарелку. После того, как удается это сделать – усложняем: наносим вкусняшку на внутреннюю часть столовой ложки, чайной ложки, горчичной ложки.