Вверх
Вниз

Формирование предпосылок УУД дошкольника как важного условия готовности

к обучению в школе в условиях перехода на ФГОС

Гильдерман Е.А.,

педагог-психолог МБДОУ № 63.

     Поступление в первый класс – переломный момент в жизни ребенка. Основой успешной адаптации будущих первоклассников к школьному обучению является психологическая готовность их к школе.

     Под «готовностью» ребенка к системному обучению в школе понимается:  сформированность у ребенка психологических свойств, без которых невозможно успешное овладение учебной деятельностью в школе.

      С 1 января 2014 г. вступил в силу Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО).

      Одной из задач реализации ФГОС ДО является обеспечение преемст- венности между дошкольным и начальным общим образованием. В соот-        ветствии с ФГОС НОО одной из важнейшей целью начального образования является формирование навыков универсальных учебных действия: (УУД) (регулятивные, познавательные, коммуникативные, личностные), в связи с этим повышается значимость вопросов, связанных с определением новых подходов к проблеме диагностики готовности дошкольников к обучению в современной школе.

Личностные УУД . У дошкольников личностный компонент УУД определяется, прежде всего, личностной готовностью ребенка к школьному обучению- степенью сформированности внутренней позиции школьника, самооценки, эмоциональную зрелость ребенка.

Критерии сформированности внутренней позиции школьника таковы:

Критерий Я хочу учиться! (учебная мотивация). Сюда относят, прежде всего, желание ребенка пойти учиться, положительное отношение к школе, чувство необходимого учения.

Критерий Я готов к познанию! (интерес к новой информации)

Проявление интереса к новому, к самому процессу познания, предпочтение ребенком содержания школьных занятий (чтение, чистописание, математика) занятиям дошкольным (рисование, музыка, физкультура), содержательном представлении ребенка о школьной жизни, о важности подготовки к школе.

 Критерий Я – субъект детского сообщества! (умение и желание ребенка работать в коллективе сверстников)

Регулятивные УУД. Сюда относят: 

умения ребенка организовать свою деятельность, внимание и самоконтроль; умение осуществлять действие по образцу и заданному правилу;

умение сохранять заданную цель;

умение видеть указанную ошибку и исправлять ее по указанию взрослого;

 умение контролировать свою деятельность по результату;

 умение адекватно понимать оценку взрослого и сверстника.

    Будущий первоклассник должен уметь принимать инструкцию из 3-4 предложений, сохранять до конца занятия все инструкции, в конце работы внимательно просмотреть выполненное задание, находить и исправлять свои ошибки. На занятиях соблюдать правила, уметь управлять своим поведением.

Познавательные УУД . К ним относят логические универсальные действия:

- способность выделить существенные признаки предметов и явлений, (общие и различные признаки), также достаточного запаса знаний об окружающем мире испытуемого;

- уметь составлять целое из частей;

- уметь сравнивать, осуществлять классификацию и обобщать объекты, анализировать, устанавливать аналогии;

 - устанавливать причинно- следственные связи;

-рассуждать, находить причины явлений, делать выводы.

Коммуникативные УУД. Сюда относят следующие умения:

 потребность ребенка в общении со взрослыми и сверстниками;

владение определенными вербальными и невербальными средствами общения;

желание ребенка сотрудничать;

ориентация на партнера по общению;

умение слушать собеседника.

    Будущий первоклассник должен уметь работать, не отвлекаясь 15-20 минут. Должен уметь выделять и удерживать в поле зрения не менее 3-4 объектов, выполнять 2-3 действия одновременно. Должен легко переключаться с одного вида деятельности на другой.

Объем кратковременной памяти должен составлять 5-6 слов (ребенок должен сразу повторить из 10 названных).

Будущий первоклассник должен запоминать и пересказывать в логической последовательности текст из 5-6 грамматических конструкций.

Источники:

1.htt:pandia/ru/text/78/635/74502.php

 

© CopyRight Детский сад № 63 города Красноярска, создание сайта: «Меридиан»