Формирование предпосылок УУД дошкольника как важного условия готовности
к обучению в школе в условиях перехода на ФГОС
Гильдерман Е.А.,
педагог-психолог МБДОУ № 63.
Поступление в первый класс – переломный момент в жизни ребенка. Основой успешной адаптации будущих первоклассников к школьному обучению является психологическая готовность их к школе.
Под «готовностью» ребенка к системному обучению в школе понимается: сформированность у ребенка психологических свойств, без которых невозможно успешное овладение учебной деятельностью в школе.
С 1 января 2014 г. вступил в силу Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО).
Одной из задач реализации ФГОС ДО является обеспечение преемст- венности между дошкольным и начальным общим образованием. В соот- ветствии с ФГОС НОО одной из важнейшей целью начального образования является формирование навыков универсальных учебных действия: (УУД) (регулятивные, познавательные, коммуникативные, личностные), в связи с этим повышается значимость вопросов, связанных с определением новых подходов к проблеме диагностики готовности дошкольников к обучению в современной школе.
Личностные УУД . У дошкольников личностный компонент УУД определяется, прежде всего, личностной готовностью ребенка к школьному обучению- степенью сформированности внутренней позиции школьника, самооценки, эмоциональную зрелость ребенка.
Критерии сформированности внутренней позиции школьника таковы:
Критерий Я хочу учиться! (учебная мотивация). Сюда относят, прежде всего, желание ребенка пойти учиться, положительное отношение к школе, чувство необходимого учения.
Критерий Я готов к познанию! (интерес к новой информации)
Проявление интереса к новому, к самому процессу познания, предпочтение ребенком содержания школьных занятий (чтение, чистописание, математика) занятиям дошкольным (рисование, музыка, физкультура), содержательном представлении ребенка о школьной жизни, о важности подготовки к школе.
Критерий Я – субъект детского сообщества! (умение и желание ребенка работать в коллективе сверстников)
Регулятивные УУД. Сюда относят:
умения ребенка организовать свою деятельность, внимание и самоконтроль; умение осуществлять действие по образцу и заданному правилу;
умение сохранять заданную цель;
умение видеть указанную ошибку и исправлять ее по указанию взрослого;
умение контролировать свою деятельность по результату;
умение адекватно понимать оценку взрослого и сверстника.
Будущий первоклассник должен уметь принимать инструкцию из 3-4 предложений, сохранять до конца занятия все инструкции, в конце работы внимательно просмотреть выполненное задание, находить и исправлять свои ошибки. На занятиях соблюдать правила, уметь управлять своим поведением.
Познавательные УУД . К ним относят логические универсальные действия:
- способность выделить существенные признаки предметов и явлений, (общие и различные признаки), также достаточного запаса знаний об окружающем мире испытуемого;
- уметь составлять целое из частей;
- уметь сравнивать, осуществлять классификацию и обобщать объекты, анализировать, устанавливать аналогии;
- устанавливать причинно- следственные связи;
-рассуждать, находить причины явлений, делать выводы.
Коммуникативные УУД. Сюда относят следующие умения:
потребность ребенка в общении со взрослыми и сверстниками;
владение определенными вербальными и невербальными средствами общения;
желание ребенка сотрудничать;
ориентация на партнера по общению;
умение слушать собеседника.
Будущий первоклассник должен уметь работать, не отвлекаясь 15-20 минут. Должен уметь выделять и удерживать в поле зрения не менее 3-4 объектов, выполнять 2-3 действия одновременно. Должен легко переключаться с одного вида деятельности на другой.
Объем кратковременной памяти должен составлять 5-6 слов (ребенок должен сразу повторить из 10 названных).
Будущий первоклассник должен запоминать и пересказывать в логической последовательности текст из 5-6 грамматических конструкций.
Источники:
1.htt:pandia/ru/text/78/635/74502.php