Муниципальное автономное дошкольное
образовательное учреждение
«Детский сад № 112»
город Красноярск

Красноярский стандарт качества образования

01 230

god semi

Независимая оценка качества

ГТО

Развитие речи у детей дошкольного возраста

«Убогость слова – это убогость мысли, а убогость мысли ведёт к нравственной,

интеллектуальной, эмоциональной и эстетической «толстокожести» В.А.Сухомлинский

Развитие речи у детей дошкольного возраста

Не секрет, что все родители хотят, чтобы их дети говорили правильно и красиво, чтобы они успешно учились в школе, не испытывая при этом трудностей. Также известно, что во время обучения в начальных классах у ребенка возникают трудности, особенно в овладении русским языком. С чем это связано? Это связано с недостаточным уровнем развития речи. Многие дети с трудом строят фразы, не умеют грамматически правильно оформить предложения, у них бедный словарный запас, нарушено звукопроизношение.

Такие недочеты не заметны дома, но выявляются на уроках в школе. Для того чтобы предотвратить эти трудности, необходимо развивать речь ребенка уже в раннем, а затем и в дошкольном возрасте.

Важно помнить, что именно в дошкольный период речь ребенка развивается наиболее интенсивно, а главное – она наиболее гибка и податлива. Поэтому все дефекты речи преодолеваются легче и быстрее.

Понятие «речь» очень обширно. Каждый из ее важнейших компонентов – звукопроизношение, лексический запас, грамматический строй и развитая связная речь - неотделим один от другого. Все они формируются в тесной взаимосвязи. Недоразвитие одного из них часто ведет к недоразвитию другого.

Роль родителей в развитии речи ребенка.

Начиная с самых ранних лет жизни речь ребенка, развивается по подражанию, поэтому большую роль в ее формировании играет четкая, неторопливая, грамматически и фонетически правильная речь взрослых. Некоторые родители необъективны в оценке речи своего ребенка. Часто в семье, подлаживаясь к языку малыша, они долгое время лепечут с ним, искажают слова, имитируя детскую речь, как принято говорить «сюсюкают».

Подобная манера общения не только не стимулирует ребенка к овладению правильным. звукопроизношением, но и надолго закрепляет его недостатки. А это абсолютно недопустимо!

В семье для ребенка необходимо создавать такие условия, при которых он будет испытывать удовлетворение от общения с взрослыми, не только получать от них новые знания, но и обогащать свой словарный запас, учиться правильно, строить предложения, правильно и четко произносить звуки и слова, интересно рассказывать.

Важную роль в развитии речи ребенка играют детские книги. Они должны соответствовать его возрасту, быть доступны пониманию. Но, то, что непонятно ребенку не следует сиюминутно разъяснять малышу. Если ребенок сам не спрашивает, растолковывать непонятные слова не нужно. Иногда ребенок с удовольствием придает свое значение «сложным» словам, воображает и фантазирует, что доставляет ему немало удовольствия.

Не следует ограничивать ребенка только пассивным слушанием того, что вы читаете. Время от времени полезно прерывать чтение обсуждением услышанного. А так же следует обсудить «мораль» прочитанного по окончании. А если вам хочется, чтобы малышу лучше запомнилась чтение, задайте пару вопросов по ключевым моментам сказки ПЕРЕД чтением.

Читать нужно при этом каждый день!

Также речь ребенка, несомненно, пойдет в гору при частом диалоге ребенка с взрослым и сверстниками. Чтобы стимулировать ребенка на развернутый связный контекстный рассказ (к примеру, о прожитом дне, любимом занятии, и любой др. интересующей его теме), необходимо задавать ему встречные вопросы. Не следует давать ему «расслабляться» и говорить с вами ситуативной, обрывистой речью.

Еще одно важное замечание для родителей. Обратите внимание, как говорит ребенок! Если ребенок говорит, не разжимая губ или во время речи язык его недостаточно подвижен, вял, лежит на дне ротовой полости, качественного произношения не получится.

Речь - чудесный дар природы - не дается человеку от рождения. Должно пройти время, чтобы малыш начал говорить. А мы, взрослые, должны приложить немало усилий, чтобы речь ребенка развивалась правильно и своевременно, т.е. очень важно помочь, как можно успешнее овладеть прекрасным даром.

Решаем вместе
Не можете записать ребёнка в сад? Хотите рассказать о воспитателях? Знаете, как улучшить питание и занятия?